?

Log in

No account? Create an account
Восстание машин отменяется - книжки издаю

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

drupal stats

March 4th, 2017


Previous Entry Share Next Entry
11:22 am - Восстание машин отменяется
"Восстание машин отменяется! Мифы о роботизации" - похоже, первая книга на русском языке, которая рассматривает искусственный интеллект и роботов не как нечто ужасное, непонятное или, как минимум, тревожное, что лишит нас работы и будущего, но как важную составляющую технического прогресса, который невозможен и неотделим от интеллекта человеческого. Дэвид Минделл, профессор астронавтики, аэронавтики и истории развтия техники из MIT, 35 лет исследует подводный мир с помощью роботов. Книга вышла в серии "Искуственный интеллект" при поддержке "Политехнического музея", неоценимой экспертной помощи его сотрудников и личном участии Александра Турова. Минделл рассказывает о прошлом настоящем и будущем роботов в море, воздухе, на войне и в космосе. Он говорит о том, что автономия робота - миф и наша задача уйти от страшилок вроде "Терминатора" и "Я, Робот" Айзека Азимова и трезво взглянуть на историю и будущее взаимоотношений человека и машинного интеллекта. Только в сотрудничестве  и отказе от жёстких границ, мы сможем серьёзно продвинуться вперёд по пути прогресса. Главное, уйти от аллармистских подходов и понять главные моменты взаимоотношения с роботами. Новый технологический ландшафт предполагает центральное место человека и это обнадёживает. Интересный отрывок о первых космических полётах, где астронавты "Апполона" и шаттлов сознательно отказываются от  автоматизированных систем посадки кораблей.

"Почти 50 лет назад, когда Нейл Армстронг сажал свой лунный модуль , у него была и система автоматической посадки, и аналог индикатора на лобовом стекле. Это был индикатор пассивного типа, еще совсем простой конструкции: он представлял собой серию угловых отметок, нанесенных на стекло кабины Армстронга. Бортовой компьютер демонстрировал число на экране, наподобие ЖК-дисплея, и, если Армстронг правильно держал голову, он мог совместить соответствующую этому числу угловую отметку на иллюминаторе с той точкой лунной поверхности, в сторону которой компьютер вел их лунный модуль. Если бы Армстронгу не понравился вид поверхности в этом месте из-за наличия там крупных камней или кратеров, он мог бы одним толчком джойстика в руке «переназначить» зону посадки, сместив точку дальше, ближе, правее или левее, почти так же, как управляют курсором на экране компьютера при помощи мыши. После этого компьютер перерассчитал бы необходимую траекторию и выдал бы пилоту новое число, показывающее, куда следует смотреть теперь. Армстронг имел возможность переназначать зону посадки сколько угодно раз, работая в человеко-машинном информационном цикле, позволявшем обоим его участникам прийти к согласию по поводу идеальной зоны, в которой автоматическая система выполнила бы безопасное прилунение.
Однако Армстронг так и не воспользовался автоматикой . В реальном полете «Аполлона-11 » все произошло так: Нейлу не понравилась выбранная компьютером зона посадки, поскольку в ней были и кратер, и камни. Но вместо того, чтобы назначить новую зону, Армстронг отключил автоматическую систему и с высоты несколько десятков метров повел модуль на посадку в полуавтоматическом режиме (его действия послужили прообразом того, как поступил Люк Скайуокер в самом первом фильме «Звездные войны »: он тоже отключил компьютер и положился на свою мистическую Силу, чтобы взять верный прицел для уничтожения «Звезды смерти»).
В одной из своих ранее вышедших книг я писал как об этом, так и о том, что во всех пяти последовавших эпизодах прилунения «Аполлонов » буквально каждый командир лунного модуля отключал эту систему автоматической посадки примерно на одной и той же высоте. Большинство из них объясняли свои действия тем, что в изначально выбранной зоне имелись камни или кратеры, хотя компьютер без проблем мог бы посадить их в какой-либо другой зоне по их выбору.
У спейс-шаттла тоже была система автоматической посадки. После возвращения с орбиты раскаленный от торможения в плотных слоях атмосферы «челнок» имел возможность следовать за специальным микроволновым лучом, и компьютер довел бы его до посадки, а пилоты могли лишь следить за процессом и вообще не касаться рычагов управления (хотя им было необходимо вручную выпускать посадочные шасси и тормозной парашют). Спейс-шаттл выполнил 135 полетов, начиная с 1981 года и заканчивая его выводом из эксплуатации в 2011-м. И в каждом из полетов командиры шаттлов отключали автоматику перед посадкой и приземляли корабль вручную".

(2 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:lav_and_a
Date:March 4th, 2017 09:13 am (UTC)
(Link)
Тема роботов весьма интригующа.
[User Picture]
From:mc_publisher
Date:March 5th, 2017 08:26 pm (UTC)
(Link)
Конечно! Это же как бы будущее, но в общем уже вполне настоящее

> Go to Top
LiveJournal.com